- Головна
- Готові шкільні презентації
- Презентація на тему «Город-призрак, город-демон, оборотень и мираж»
Презентація на тему «Город-призрак, город-демон, оборотень и мираж»
228
Слайд #1
Город-призрак, город-демон, оборотень и мираж
«Самый умышленный город в мире»
«Самый умышленный город в мире»
Слайд #2
Два обличия
главное
в перспективе
Замыкающий героя мистический круг. Катастрофический, трагический.
Просторный и пышный: высокие дворцы, широкая река, каналы; просторные проспекты
Михаил Шемякин
главное
в перспективе
Замыкающий героя мистический круг. Катастрофический, трагический.
Просторный и пышный: высокие дворцы, широкая река, каналы; просторные проспекты
Михаил Шемякин
Слайд #3
Архитектура
Нищета и мрак – душа домов.
Тусклые окна.
Глухие подворотни, лестницы.
Желтая и серая краска
Душные запахи.
Михаил Шемякин. «Введенский канал»
Илья Глазунов
Нищета и мрак – душа домов.
Тусклые окна.
Глухие подворотни, лестницы.
Желтая и серая краска
Душные запахи.
Михаил Шемякин. «Введенский канал»
Илья Глазунов
Слайд #4
Дом Раскольникова
Угол Мещанской и Столярного переулка (ныне ул. Гражданская и пер. Пржевальского). Достоевский жил в этом районе в 1864-67 гг.
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.»
Дмитрий Шмаринов
Угол Мещанской и Столярного переулка (ныне ул. Гражданская и пер. Пржевальского). Достоевский жил в этом районе в 1864-67 гг.
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.»
Дмитрий Шмаринов
Слайд #5
Дом Сони
Угол канала Грибоедова и Казначейской улицы.
Илья Глазунов. «Двор»
«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось… Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Желтые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.»
Угол канала Грибоедова и Казначейской улицы.
Илья Глазунов. «Двор»
«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось… Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Желтые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.»
Слайд #6
Сенная площадь
«Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения, или снимали и прибирали свой товар, и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализируя.»
«Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения, или снимали и прибирали свой товар, и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализируя.»
Слайд #7
Трактиры, кабаки, пьянство, нищета
«Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины»
Дмитрий Шмаринов
«Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины»
Дмитрий Шмаринов
Слайд #8
Пейзаж
Белые ночи наполнены туманом, сыростью, тусклым светом.
«Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещились высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст...»
Мрачное, безысходное настроение героя передано пейзажем последнего дня его жизни.
Белые ночи наполнены туманом, сыростью, тусклым светом.
«Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещились высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст...»
Мрачное, безысходное настроение героя передано пейзажем последнего дня его жизни.
Слайд #9
Нева. Вода. Мосты
«Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями. Холод и сырость прохватывали всё его тело, и его стало знобить. Изредка он натыкался на лавочные и овощные вывески и каждую тщательно прочитывал. Вот уже кончилась деревянная мостовая. Он уже поровнялся с большим каменным домом. Грязная, издрогшая собачонка, с поджатым хвостом, перебежала ему дорогу. Какой-то мертво-пьяный, в шинели, лицом вниз, лежал поперек тротуара.»
«А Свидригайлов между тем ровнехонько в полночь переходил через -ков мост по направлению на Петербургскую сторону. Дождь перестал, но шумел ветер. Он начинал дрожать и одну минуту с каким-то особенным любопытством и даже с вопросом посмотрел на черную воду Малой Невы. Но скоро ему показалось очень холодно стоять над водой; он повернулся и пошел на -ой проспект»
«Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями. Холод и сырость прохватывали всё его тело, и его стало знобить. Изредка он натыкался на лавочные и овощные вывески и каждую тщательно прочитывал. Вот уже кончилась деревянная мостовая. Он уже поровнялся с большим каменным домом. Грязная, издрогшая собачонка, с поджатым хвостом, перебежала ему дорогу. Какой-то мертво-пьяный, в шинели, лицом вниз, лежал поперек тротуара.»
«А Свидригайлов между тем ровнехонько в полночь переходил через -ков мост по направлению на Петербургскую сторону. Дождь перестал, но шумел ветер. Он начинал дрожать и одну минуту с каким-то особенным любопытством и даже с вопросом посмотрел на черную воду Малой Невы. Но скоро ему показалось очень холодно стоять над водой; он повернулся и пошел на -ой проспект»
Слайд #10
Власть города над человеком
Петербург-это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник преступлений, соучастник безумных идей и теорий.
Раскольников блуждает в нем, его мучает лихорадка.
Илья Глазунов
Петербург-это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник преступлений, соучастник безумных идей и теорий.
Раскольников блуждает в нем, его мучает лихорадка.
Илья Глазунов
Слайд #11
Свидригайлов совершает самоубийство
«Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические условия!»
Дмитрий Шмаринов
«Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические условия!»
Дмитрий Шмаринов
Слайд #12
Петербург мертвый, холодный, равнодушный. Напоминает паука, который душит человека и толкает его на преступление и гибель.