Слова пігмея - Сторінка 7
- Рюноске Акутагава -Самки пауков и пчел сразу же после оплодотворения жалят и убивают самцов. Слушая оперу "Кармен" в исполнении итальянской труппы, я в каждом движений Кармен видел пчелу.
ЗАМЕНА
Любя женщину, мы нередко вступаем в связь с другой, которая служит ей заменой. И часто делаем это совсем не потому, что любимая отвергла нас. Иногда малодушие, иногда эстетика не позволяют нам ограничиться одной женщиной для наших жестоких развлечений.
ЖЕНИТЬБА
Женитьба – эффективное средство регулирования чувственности. Но она не может служить столь же эффективным средством регулирования любви.
О ТОМ ЖЕ
Женившись, когда ему было за двадцать, он после этого ни разу не влюблялся. Как это вульгарно!
БОЛЬШАЯ ЗАНЯТОСТЬ
От любовных приключений нас спасает не рассудок, а скорее слишком большая занятость. Чтобы полностью отдаваться любви, прежде всего необходимо время. Вспомните любовников прошлого – Вертера, Ромео, Тристана – все это люди праздные.
МУЖЧИНА
Настоящему мужчине работа всегда была дороже любви. Если сомневаетесь в этом, прочтите письма Бальзака. Он писал графине Ганской: "Если б это письмо обратить в рукопись, сколько франков оно стоило бы!"
ХОРОШИЕ МАНЕРЫ
Давным-давно к нам домой приходила парикмахерша, у нее была дочь. Я до сих пор помню бледное личико этой девочки, лет двенадцати. Парикмахерша строго следила за ее манерами. Она наказывала дочь всякий раз, когда та лежала на татами, не подложив под голову валик. А недавно мне рассказали, что незадолго до землетрясения эта девушка стала гейшей. Узнав об этом, я, естественно, пожалел девушку, но в то же время не мог сдержать улыбку. Став гейшей, она, несомненно, следуя строгим поучениям матери, подкладывает под голову валик.
СВОБОДА
Свободы хотят все. Но так кажется только со стороны. На самом же деле в глубине души свободы не хочет никто. Разве не доказывается это тем, что даже бандит, который нисколько не колеблясь лишит жизни любого, будет утверждать, что убил человека только во имя блага государства? Однако свобода – это отсутствие всяких ограничений, то есть возможность считать ниже своего достоинства разделить ответственность за что бы то ни было, будь то Бог, будь то нравственность, будь то общественные традиции.
О ТОМ ЖЕ
Свобода подобна горному воздуху. Для слабых она непереносима.
О ТОМ ЖЕ
Видеть свободу – все равно что зреть лик Божий.
О ТОМ ЖЕ
Свободомыслие, свободная любовь, свободная торговля – в бокал каждой из этих "свобод" влито довольно много воды. К тому же воды несвежей.
СЛОВО И ДЕЛО
Чтобы считаться человеком, у которого слово не расходится с делом, нужно достичь совершенства в умений оправдываться.
УЛОВКА
Даже если бы существовал мудрец, не обманувший в своей жизни ни одного человека, нет мудреца, не обманывавшего человечество. Самая действенная уловка буддийского священника – духовный макиавеллизм.
ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА
Рьяные поборники искусства для искусства в большинстве своем импотенты в искусстве. Подобно тому, как рьяные националисты в большинстве своем люди, лишенные родины. Никому из нас не нужно то, что мы уже имеем.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
Если бы каждый прозаик должен был изображать жизнь, основываясь на историческом материализме Маркса, то поэт должен был бы воспевать солнце и луну, горы и реки, основываясь на гелиоцентрической теории Коперника. Вместо слов "Солнце утонуло на Западе" сказать:
"Земля повернулась на столько-то градусов, столько-то минут". Вряд ли это можно назвать изящной словесностью.
КИТАЙ
Личинка светлячка, поедая улитку, никогда не убивает ее до конца. Она лишь парализует ее, чтобы все время иметь для еды свежее мясо. Позиция нашей японской империи, а также и других держав в отношении Китая ничем, собственно, не отличается от позиции светлячка в отношении улитки.
О ТОМ ЖЕ
Самая большая трагедия нынешнего Китая состоит в том, что у националистических романтиков, то есть у "Молодого Китая", нет человека, подобного Муссолини, который был бы способен дать им железное воспитание.
РОМАН
Правдоподобный роман не тот, в котором просто мало случайностей в развитии событий. Это роман, в котором случайностей меньше, чем в жизни.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Словам в литературном произведений должна быть придана красота, большая, чем та, которой они обладают в словаре.
О ТОМ ЖЕ
Все они, как Тегю, заявляют: "Стиль – это человек". Но каждый из них в глубине души считает: "Человек – это стиль".
ЛИЦО ЖЕНЩИНЫ
Странно, но лицо женщины, охваченной страстью, становится как у молоденькой девушки. Правда, эта страсть может быть обращена и к зонтику.
ЖИТЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ
Поджигать гораздо легче, чем тушить. Эту житейскую мудрость исповедовал герой "Bel ami"[1]. Не успев завести любовницу, он начинал обдумывать, как порвать с ней.
О ТОМ ЖЕ
Житейская мудрость учит не страдать от недостатка пылкости. Гораздо опаснее недостаток холодности.
МАТЕРИАЛЬНОЕ БОГАТСТВО
Лишенный материального богатства лишен и богатства духовного – так было в двухтысячелетней древности. Сегодня иначе – обладающие материальным богатством лишены богатства духовного.
ОНИ
Я всегда изумлялся, в каком согласии живут эти супруги, не любя друг друга. А они изумляются, в каком согласии умирают влюбленные пары.
СЛОВА, РОЖДЕННЫЕ ПИСАТЕЛЕМ
"Трясется", "бездельник высшей марки", "бравирующий пороками", "избитый" – все эти слова и выражения ввел в литературу Нацумэсэнсэй. Подобные слова, рожденные писателем, появлялись и после него. Самый последний пример – выражения, рожденные Кумэ Масао: "кривоулыбчивость", "упорное малодушие". Уно Кодзи придумал выражение "трижды и более". Мы снимаем шляпу обычно непроизвольно. Но иногда снимаем ее совершенно сознательно перед человеком, которого считаем своим врагом, чудовищем или мерзким типом. И совсем не случайно в статье, ругавшей одного писателя, использованы выражения, созданные самим писателем.
ДЕТИ
Почему мы любим маленьких детей? Главная причина в том, что мы можем не опасаться: обмана только с их стороны.
О ТОМ ЖЕ
Мы не стыдимся открыто продемонстрировать свое равнодушие и свою глупость лишь перед маленьким детьми или перед собакой и кошкой.
ИКЭ ТАЙГА
"О Тайге судят по тому, что он был довольно беспечным человеком, чуждался людей и даже после женитьбы на Гекуран оставался в неведении о супружеских отношениях.
История о том, что Тайга, женившись, не знал, что представляют собой супружеские отношения, интересна тем, что показывает, насколько он был не от мира сего, но можно сказать, что это была глупейшая, лишенная здравого смысла история".
Как показывает приведенная цитата, и сегодня еще среди художников и историков искусства остались люди, верящие в это. Возможно, Тайга, женившись на Гекуран, и не вступил с ней в супружеские отношения, но тот, кто на этом основании верит, будто ему были неведомы такие отношения, должно быть, страдает повышенной чувственностью и убежден, что, зная о существовании такого рода отношений, нельзя не вступить в них.
ОГЮ СОРАЙ
Жаль, что Огю Сорай, жуя поджаренные бобы, поносил древних. И хотя я был убежден, что он ел поджаренные бобы из экономии, зачем нужно было поносить древних, понять не мог. Но теперь я пришел к мысли: ругать древних было гораздо безопаснее, чем современников.
ПИСАТЕЛЬ
Чтобы заниматься сочинительством, прежде всего необходим творческий пыл. А чтобы зажечь в себе творческий пыл, прежде всего необходимо здоровье. Пренебрегать шведской гимнастикой, вегетарианством, диастазой может лишь тот, у кого нет намерения заниматься сочинительством.
О ТОМ ЖЕ
Решивший заняться сочинительством, каким бы горожанином до мозга костей он ни был, должен в душе превратиться в варвара.
О ТОМ ЖЕ
Стыдиться себя тому, кто решил заняться сочинительством, – грешно. В душе человека, стыдящегося себя, не появятся ростки самобытности.
О ТОМ ЖЕ
Сороконожка. Попробуй походить.
Бабочка. Хм, попробуй полетать.
О ТОМ ЖЕ
Изящество заключено в затылке писателя. Сам он увидеть его не способен. А если и попытается увидеть, то сломает себе шею.
О ТОМ ЖЕ
Критик. Ты ведь пишешь только о людях труда, верно?
Писатель. А существует ли человек, способный писать обо всем?
О ТОМ ЖЕ
Во все времена гений вешал свою шляпу на гвоздь, до которого нам, простым смертным, не дотянуться. И не потому, что не смогли найти скамеечку.
О ТОМ ЖЕ
Таких скамеечек сколько угодно в лавке старьевщика.
О ТОМ ЖЕ
Любой автор в некотором смысле обладает гордостью столяра. Но в этом нет ничего зазорного. Любой столяр в некотором смысле обладает гордостью автора.
О ТОМ ЖЕ
Более того, любой автор в некотором смысле владеет лавкой. Как, я не продаю своих произведений? Это только когда ты их не покупаешь. Или когда я могу и не продавать.
О ТОМ ЖЕ
Счастье актеров и певцов в том, что их произведения не остаются – можно думать и так.
ЗАЩИТА
Защищать себя гораздо труднее, чем других. Сомневающиеся – посмотрите на адвоката.
ЖЕНЩИНА
Здравый рассудок приказывает: "Не приближайся к женщинам". Но здравый инстинкт приказывает прямо противоположное: "Не избегай женщин".
О ТОМ ЖЕ
Женщина для нас, мужчин, поистине сама жизнь. Например, она источник всех зол.
РАССУДОК
Я презираю Вольтера. Если отдаться во власть рассудка, это станет истинным проклятьем всего нашего существования. Но в нем находил счастье автор "Кандида", опьяненный всемирной славой!
ПРИРОДА
Причина, почему мы любим природу, по крайней мере одна из причин, заключается в том, что природа не ревнует и не обманывает, как мы, люди.
ЖИТЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ
Важнейшая заповедь житейской мудрости – жить так, чтобы, презирая социальные условности, не вступать в противоречия с социальными условностями.
ПОКЛОНЕНИЕ ЖЕНЩИНЕ
Гете, поклонявшейся той, которая "навсегда осталась женщиной", был поистине одним из счастливейших людей. А Свифт, презиравший самок йеху, умер безумцем. Не было ли это проклятием женщин? Или проклятием разума?
РАЗУМ
Разум позволил мне понять бессилие разума.
СУДЬБА
Судьба не столько случайность, сколько необходимость. Слова "Судьба заключена в характере" родились не от ее игнорирования.
ПРОФЕССОРА
Пользуясь медицинской терминологией, можно сказать, что профессора, читая лекции по литературе, должны быть клиницистами. А они никогда не могли нащупать пульса жизни.